КОНСТИТУЦИЯ КАК СПЕЦОПЕРАЦИЯ. Интервью с Олегом Румянцевым

 


СИМПТОМЫ




 


Конституция как спецоперация

12 декабря мы готовимся отметить День Конституции – как памятную дату, не праздник. Время от времени глухо и не очень внятно звучат предложения о том, что Конституцию надо поправить, поскольку государство переросло «ельцинское наследие». В это же самое время на общественной сцене вдруг снова возникает «отец русской Конституции» Олег РУМЯНЦЕВ с проектом многотомного труда «Из истории создания Конституции Российской Федерации» под эгидой воссозданного после, по всей видимости, вынужденного перерыва НКО «Фонд конституционных реформ». Что это означает, к чему клонится, «Политический журнал» выяснял непосредственно у «виновника торжества».

http://www.politjournal.ru/image.php?tid=8254&from=Production

Что бы ни случилось с Конституцией в дальнейшем, конституционный строй у нас стабильный

Цель – простая, содействие конституционному правосознанию. Не секрет, что отношение к Конституции, принятой в 1993 году, у наших соотечественников, мягко скажем, не самое теплое. Правовой нигилизм, стремление жить по неким особенным российским понятиям, бравада, что любой закон можно обойти, культ силы возведены в ранг доблести, почти национальной практики. Политтехнологи это используют и подбрасывают соответствующие теории о сакральности власти. Кому же теперь, как не нам, участникам конституционного процесса 90-х годов, бывшим членам и экспертам Конституционной комиссии, задуматься о том, что мы в состоянии внести свой вклад в развитие не только правовой культуры, но и самой идеи конституционного строя, в том числе – путем сохранения конституционного наследия годов реформы? Ведь конституционное наследие – это не только проекты Конституции, но и вся огромная подушка документов, стенограмм и материалов, аура дискуссий, гражданские и политические инициативы, которые сопровождали конституционную реформу начала 90-х годов.

Нам, прямым участникам дискуссии предыдущего периода, есть что продемонстрировать акторам современной политики, тем более что актуальны вопросы о роли и пределах государственной власти, о будущем политической модели после 2008 года. Безусловно, не в форме сегодняшнего собственного мнения – его никто не услышит без спецтехнологий, – а в виде интеллектуального продукта начала 1990-х годов, когда, как нам казалось, уже были найдены исчерпывающие ответы на вопрос о том, при каком строе мы хотим жить, и эти ответы прошли все согласования сверху донизу, слева направо. Тот факт, что после 1993 года о Конституции предпочитали не вспоминать, во многом был результатом не недоработок правовых формул, а исключительностью той родовой травмы, которая сопровождала ее рождение.

Фонд конституционных реформ – не новая неправительственная организация, она была создана еще в 1991 году с участием видных деятелей конституционного процесса того времени. В 2006–2007 годах участники фонда предприняли ряд важных инициатив. Год назад президенту РФ было направлено письмо конституционалистов с предложением поддержать проект «История создания Конституции РФ», направленный на сохранение конституционного наследия. Под ним подписались порядка 50 человек, среди которых упомяну такие разные по взглядам, но знаковые и авторитетные в мире права имена, как С. Бабурин, А. Вешняков, О. Кутафин, В. Лукин, Л. Мамут, М. Митюков, О. Румянцев, В. Степанков, С. Степашин, Б. Страшун, В. Туманов, С. Шахрай, В. Шейнис и другие.

Администрация президента нам ответила, что разделяет наше мнение и поддерживает инициативную группу, но предложила издавать документы усилиями неправительственных фондов и организаций. Однако позже, 8 марта, было инициировано обращение Думы к Фрадкову с предложением принять меры по сохранению материалов, связанных с подготовкой проекта Конституции, как «ценнейших юридических и исторических материалов, сохранение которых – обязанность государства», чья потеря будет «серьезным препятствием для преемственного развития российского законодательства». В итоге было выдано поручение правительства Министерству культуры, где 12 сентября сего года министр Соколов создал рабочую группу, а Фонд конституционных реформ стал рамочной организацией, которая оказывает общественное содействие практической реализации поставленных задач.

Наш первый проект в рамках этой большой работы – издание многотомного сборника «Из истории создания Конституции Российской Федерации». Он продолжает начатое в 1996 году Сергеем Филатовым, который тогда издал стенограммы Конституционного совещания в 20 томах. Однако там были собраны только документы последних месяцев работы над проектом Конституции, а ведь им предшествовали три года обширной творческой и политической работы Конституционной комиссии, начинавшейся как ведущая комиссия Съезда народных депутатов РСФСР, работы подчас более интересной в творческом плане. Во всяком случае, без них история конституционной реформы, как и вообще история новейшего времени в России, будет неполной.

– «Письмо конституционалистов» – прозвучало несколько лихо, как будто существует такое тайное братство неких конституционалистов, почти масонов, последних охранителей Конституции, ставящих своей целью сделать так, чтобы Россия не свернула с конституционного пути развития… У нас ведь две линии в истории государства: одна – на создание Конституции, другая – на прерывание конституционного процесса. Какая победит? Получается почти политика?

– Нет, наша деятельность не политика, а нормальная гражданская инициатива. В то время как все говорят об усыхании гражданского общества, о его растворении в государстве, я считаю, что не надо лить крокодиловы слезы, надо просто не прекращать инициативы. Мы все, кто подписал обращение к президенту, работаем в разных отраслях – кто на государственной службе, кто в частном бизнесе. Нужно было лишь найти оптимальную форму для реализации нашего гражданского стремления. Такой компетентной структурой, которая в оптимальной форме смогла бы обеспечить модное ныне частно-государственное партнерство, и является фонд, осуществляющий и исследовательскую, и архивную, и издательскую деятельность. Не мне вам доказывать, что общественная инициатива – это то главное, на чем зиждется развитие общества. Мы располагаем чудом уцелевшими документами, есть значительный архивный фонд в госархиве, и не обнародовать их в системном виде было бы ошибкой, потому что сегодня ставится вопрос о создании, например, «правильного» учебника о той эпохе, а это уже форма пропаганды. Можно ли издавать учебник о той сложнейшей эпохе, не имея в открытом доступе первоисточников? Вот мы и даем исследователям богатый объективный материал.

– Я не понял, кто главный в этом, назовем его, «деле конституционалистов» – фонд, Дума, администрация президента, политические силы?

– В таком общественном деле нет главных и второстепенных участников. Начальная инициатива принадлежала мне, как бывшему депутату и ответственному секретарю Конституционной комиссии, который, что называется, держал свечку с первого дня конституционной реформы до референдума по Конституции, так что для меня почти все закоулки этой истории более или менее видятся ясно. Но поговоришь даже с коллегами-специалистами и диву даешься разбросу мнений. Что же говорить о широкой публике! Нашлось только два человека, к кому я обращался с инициативой опубликования материалов реформы, которые отказались подписать письмо президенту, и то исходя из сиюминутных карьерных соображений. Все остальные с радостью помогают работе над нашим проектом.

– А в чем, кстати, заключались карьерные соображения не подписать такое письмо президенту?

http://www.politjournal.ru/image.php?tid=8255&from=Production

Вместо объявления досрочных выборов и парламента, и президента Борис Ельцин в 1993 году совершил страшную ошибку. Последствия ее не преодолены до сих пор

– Возможно, кто-то подумал: инициатива пришла не сверху, а сегодня такое время, что к инициативам снизу не привыкли, их считают не лишенными риска. То ли дело смотреть «Дом-2»! Мне же казалось, что актуальность такого издания совершенно очевидна. Что бы ни случилось с конкретным текстом Конституции в будущем, конституционный строй у нас стабилен, но он нуждается в укреплении и развитии. Нуждается именно конституционный строй, а не текст Конституции – это не одно и то же.

– Ваша серьезная политическая карьера началась с проекта первой русской Конституции, и, безусловно, вам логично строить свою общественную карьеру в русле этой темы, однако публика нагружает это дополнительными смыслами, которые императивно обязывают актора. Вас чуть не расстреляли в 1993 году, но кто такой Румянцев в 2007 году – ренегат или камикадзе? Почему он говорит об уважении к Конституции, когда существует тренд на ее отмену? Как он относится к тому, что уважение к конституционным нормам сегодня на самом низком уровне, поскольку на самом высоком уровне инициативное политическое творчество? Я имею в виду предложение Султыгова о введении института национального лидера, превращении выборов в плебисцит и т.п.

– Когда после громкого депутатства в Верховном Совете я позже работал юристом в Госдуме, мои тогдашние руководители Анатолий Лукьянов и Елена Мизулина крайне негодовали, что я не сижу тихо, как мышка, и не занимаюсь только одним написанием законов. Однако ко мне шли ученые, представители отечественной и зарубежной прессы. Они не могли забыть, что я стоял у истоков конституционной реформы и фактически возглавлял крупнейшую комиссию Съезда народных депутатов в течение четырех лет, с 1990 по 1993 год, работая рука об руку и с президентом Ельциным, и с председателем парламента Хасбулатовым, которые были, говоря современным языком, моими непосредственными лайн-менеджерами. Это огромная школа жизни, которая сегодня, я подчеркиваю, позволяет заниматься нашим просветительским проектом.

– Но вы понимаете, что когда появляется такой сборник и народ видит фамилию «того самого» Румянцева, он начинает гадать: к чему это – к изменению Конституции или к чему-то другому?

– Поверьте, за нашим проектом одна просветительская инициатива – больше ничего. Я всегда был противником политтехнологий. Конституционная комиссия тоже была прежде всего творческим представительным органом. Позже, в разгар противостояния президента и парламента по вопросу о распределении власти, было созвано Конституционное совещание, которое действительно носило на себе печать большой политтехнологии. Там закрепили сверхсильное президентство при минимальной роли парламента и общественного и народного контроля. Сегодня это оправдывают нашей исторической традицией – как мне кажется, в ущерб механизмам саморазвития общества и личности.

По аналогии с восьмидесятыми – когда гражданским инициативам не находится места в официозе, они прорастают снизу неожиданно. Мне кажется, это веление времени. Обсуждение третьего срока или форм парламентского контроля носит слишком прикладной характер. Нам же интереснее стратегические вопросы: каким мы хотим видеть наш конституционный строй. Логично обратиться к опыту того времени, когда гражданские инициативы перехлестывали через край, так, что кое-кто даже убоялся этого, предлагал двигаться к просвещенному авторитаризму. До сих пор я считаю, что есть и другие пути развития нашего общества. Не патерналистские, не через некий «спасительный крюк», а те, которые мы предлагали, прорабатывали еще тогда. Внимательный читатель, исследователь, студенчество пусть сравнят. Ведь хорошо, когда есть, из чего выбирать, хотя бы даже сугубо в дискуссионном плане.

– Оттого что мы часто живем не по законам, я, честно говоря, в Конституцию редко заглядываю. Как вы считаете, действительно есть проблема с современным текстом? Что, его нужно менять?

– Мне не вполне понятен спор о том, должен ли у нас быть национальный лидер вне систем координат, которые создает правовое государство с разделением властей, формами парламентского и общественного контроля. Политики в ловушке: они лишь интерпретируют ту Конституцию, которая у нас есть, которая принята на пике спора между парламентом и президентом. И от этого никуда не уйти. Я не даю оценку – хорошо это или плохо. Мне казалось, тогда удавалось найти механизм разрешения этого кризиса в досрочных одновременных выборах и президента, и парламента, но, как вы помните, эту возможность упустили, а парламент и Конституционный суд замочили. Виной чему доминирующая с революционной поры политическая культура дедовщины, неспособность к мирным переговорам, отсутствие навыков управления кризисом, достижения договоренностей и учета интересов противоположной стороны. Последствия этого ошибочного решения не преодолены до сих пор. Вот откуда сегодняшняя ситуация, когда большинство общества демонстрирует свою готовность отказаться от части своих прав и свобод, чтобы делегировать лидеру чрезвычайные полномочия для обеспечения стабильности. Таково время. Не думаю, что современный текст Конституции нуждается в корректировке сегодня. Но это может потребоваться самому обществу, скажем, послезавтра.

– Я не понял, эта квазимонархическо-конституционная модель ожидает новую Конституцию?

– Нет, наша нынешняя Конституция способствует такой модели.

– Тогда все прекрасно. Конституция соответствует политической реальности. Зачем менять, даже «послезавтра»? Или вы согласны с тем, что Конституцию 1993 года можно и нужно изменить?

http://www.politjournal.ru/image.php?tid=8256&from=Production

Политики в ловушке. Они вынуждены интерпретировать ту Конституцию, что у нас есть. Никуда от этого не уйти

– Тут вот какая проблема. В 1993 году оппоненты получившейся по Конституции формы правления приняли негласный пакт о том, что лучше жить по этой Конституции, чем по никакой. Этот пакт продолжается до сих пор, и в нем есть определенный смысл, нацеленный на стабилизацию в интересах дальнейшего развития. Вопрос лишь в том, хватит ли субъективной воли на то, чтобы действительно двигаться по пути развития. Уже то, что началось обсуждение усиления роли парламента, говорит о постепенном пробуждении элит. Возможно, будут сделаны такие очевидные предложения, как вернуть выборы членов Совета Федерации по регионам, закрепить права парламента в проведении парламентских расследований или дачи согласия на назначение ключевых министров правительства. Тема таких поправок рано или поздно будет поставлена на повестку дня, и, как знать, может быть, дискуссия о третьем сроке к тому и ведет. Другое дело, что многие не хотят открывать ящик Пандоры до времени, ибо зыбким еще является механизм федерализма и велики риски затронуть тему объективно нежелательных поправок в этой области. Риски же эти, по всей видимости, будут минимизированы не сегодня. Но готовиться, то есть изучать вопрос, уже пора…

– Факт существования вашего Фонда и ваш печатный труд, который я держу в руках – «Из истории создания Конституции Российской федерации», – фиксирует пафос определенных достижений демократии, однако современная концепция поздней российской истории гласит, что девяностые годы – это годы величайшей катастрофы, а все хорошее начинается только после 2000 года. Вы согласны с этой концепцией?

– В девяностые годы, на мой взгляд, правящим политическим классом были совершены три крупные ошибки.

Первая – не доведение до финала перезаключения союзного договора. Вторая ошибка – принятие Ельциным решения о закрытии второй и третьей власти, парламента и Конституционного суда. Третья ошибка в том, что общество бедных людей в течение долгих лет не получало возможности для справедливого социально-экономического развития, ибо не были созданы условия для развития среднего класса.

Но все-таки в начале девяностых был сделан колоссальный шаг вперед – был преодолен диктат одной партии, одной идеологии, заложены основы конституционного строя, мы худо-бедно договорились об основных ценностях и принципах, характерных для большинства развитых стран мира. Говорить, что тогда была одна катастрофа – это, конечно, несправедливо.

– То есть распад Союза вы считаете ошибкой?

– Декларация о государственном суверенитете однозначно ставила вопрос о том, что на основе провозглашенных принципов будет подготовлена как новая Конституция России, так и обновленный Союзный договор. Но президент Ельцин и комиссия по Союзному договору, к сожалению, с этой задачей не справились. 25 ноября 1991 года был распространен проект договора о Союзе суверенных государств – отчасти схожем по ряду положений с формулой нынешнего Союза Белоруссии и России. Тем не менее в начале декабря юристами президента был предложен текст Беловежских соглашений, отвергших все то, что было наработано к тому времени в рамках ново-огаревского процесса и комиссии Съезда по Союзному договору. Необходимо было найти формы конфедерации, взаимодействия, которые бы обеспечивали согласованное развитие. Если бы эти формы были найдены, не было бы споров о газовой трубе, о косе Тузла и других вещах, были бы общий рынок и единая валюта. И, кстати, в голосовании о денонсации я не принимал участия.

– Есть ли вина Олега Румянцева в распаде СССР, ведь в том числе и с вашей подачи была принята Декларация о независимости. Кстати, сегодня любят смеяться: независимости от чего? Добавлю, что я не смеюсь.

– Главное, что в Декларации о суверенитете были впервые прописаны основы конституционного строя. Но я ощущаю свою ответственность, и поэтому в середине 90-х годов пришел в Сообщество Беларуси и России – тогда это так называлось – и самым активным образом занялся созданием договора о его преобразовании в союз государств, чем внес свой вклад в интеграцию. Другое дело, что модель «двойки», вокруг которой могли бы возникнуть и другие формы интеграции, по субъективным причинам сегодня, увы, находится на запасном пути.

– Недавно я услышал, в частности, от Шойгу в передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», что Конституция (уж не знаю, первая или вторая) открыла какой-то невероятный парад суверенитетов, что некоторые республики принимали в качестве второго языка английский и имели министров иностранных дел, явно намереваясь играть самостоятельную роль на международной арене. Это правда или пропаганда?

– Это эмоциональная, но верная постановка проблемы. Когда распался Советский Союз, процесс распада перекинулся и на РФ. Возникли проблемы в Татарстане, Башкирии, Якутии, Туве, Чечне. Республики говорили о заключении федеративного договора, который как бы фиксировал учреждение заново Российской Федерации, что, на мой взгляд, было крайне опасно. Сегодня – учредили, завтра – распустили. Мы решительно отстаивали и в итоге отстояли другую предметность федеративного договора – о разграничении полномочий и предметов ведения между центром и регионами. Таким он и стал в 1992 году, а затем его содержание перешло в главу 3 Конституции. Это дало возможность избежать многих опасностей. Тем самым был поставлен жирный крест на усилиях некоторых недоброжелателей возрождающейся Российской Федерации. В каком-то смысле это была тяжелейшая спецоперация, которой можно гордиться. Об этом расскажут документы нашего сборника в томе 3, посвященном 1992 году.

Беседовал Сергей МИТРОФАНОВ

ДОСЬЕ

Олег РУМЯНЦЕВ

46 лет, российский юрист, политический и государственный деятель, один из инициаторов конституционной реформы в РФ. Президент некоммерческой организации «Фонд конституционных реформ», кандидат юридических наук. Был политически популярен в 1991–1993 гг., когда являлся ответственным секретарем Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР, руководил рабочей группой Конституционной комиссии. С января 1992 г. наделен правами председателя комитета Верховного Совета РФ. После расстрела Белого дома в 1993 г. остро переживал крах многообещающей карьеры, не смог принять «правильную сторону», постепенно растерял политическое влияние и в конце концов ушел менеджером в частный бизнес. Явление О.Г. Румянцева в свет с гражданской инициативой скорее нетрадиционно для подобных биографий и ставит новые вопросы.


Политический журнал, № 33 (176) / 17 декабря 2007




 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Часть IV. Революция

Не на смерть Гайдара (РЖ)

Часть VI. Распад. ("Атлантида была страной...")