Уроки Бальзака: чем отличается свобода слова 200-летней давности от сегодняшней

 


Уроки Бальзака: чем отличается свобода слова 200-летней давности от сегодняшней
Уроки Бальзака: чем отличается свобода слова 200-летней давности от сегодняшней
Сегодня, 15:48КультураФото: Кадр из фильма
Проблематика свободной прессы вновь оживилась. Вновь нам приходится задумываться о праве высказывания и ограничительных обязанностях, которые накладывает политическая обстановка. Поэтому случайностью не назовешь, что проблематика эта получила свое воплощение и в кино.

Сергей Митрофанов

Я выделяю две картины последнего времени – французскую «Утраченные иллюзии», 2021, и американский сериал «Полиция Токио», США, 2021.

«Утраченные иллюзии», понятно, по Бальзаку, который понимал «иллюзии» достаточно широко. Для него «иллюзия» - это, прежде всего, карьера, любовь, счастье и статусы в высшем свете. Но авторы фильма, собственно, приглушили лирическую, любовную линию, основную у Бальзака, и сделали упор на иллюзии «либеральной свободы».

При этом период, который описывается у Бальзака и отражен в фильме, достаточно интересен сам по себе и по всей видимости, мало отрефлексирован в российском общественном мнении.

Речь идет о так называемой реставрации, когда Франция, устав от революционного беспредела Французской революции, резко качнулась к централизации вокруг на некоторое время возвращенной монархии. Но оставив в себе и элементы недобитого буржуазного либерализма, порожденного недавним революционным брожением.

Вернее, это был такой любопытный момент французской истории, когда оба уклада как бы существовали вместе и еще не было вполне ясно, который из них победит.

В центре повествования Люсьен Шардон – увлекающийся молодой человеке, несколько напоминающий в хорошем смысле этого слова Олега Кашина. То есть обладающий сверхбыстрым точным пером и способностью быстро менять лагеря своих политических предпочтений.

Сама же эпоха тоже очень похожа на наши девяностые – взрыва влиятельности четвертой власти. Первая же власть, естественно, не оставляла последнее без последствий. То вводила цензуру, то ее отменяла, отступая, то опять вводила. Прославилась двумя «страшными» нововведениями - законом о преступлениях в печати (например, репрессиями за оскорбление короля от 6 месяцев до 5 лет тюрьмы и штрафом от 500 франков до 10 000 франков; за оскорбление члена королевской семьи - до 3 лет тюрьмы и до 5000 франков штрафа) и делами министерства духовных дел, обязывавшего под угрозой уголовного преследования праздновать… воскресение. Духовность – французское «всё» этого периода.

Но убили либерализм, как выяснилось, парадоксальным образом не репрессии, а «утраченные иллюзии».

Сами либералы, по сути, сгубили собственный лагерь, заигравшись на коммерциализации игры в репутации и идя на поводу рекламодателей и олигархов. В свою очередь, подражая роскошной жизни аристократов, наш Люсьен тоже брал подряд у Администрации короля на очернение репутаций противников двора и тайный подряд у либералов – на очернение их лоялистских противников, чтобы выплатить долги либеральной газете. В конце концов он тоже был разоблачен и либералами, и Администраций, провалился и в карьере, и в свете, и в личной жизни, утерял романтические иллюзии, но не покончил с собой, как следовало бы по трагичности сюжета, а научился жить без оных. Фильм кончается картинами разгрома либеральной прессы, сожжением потенциально опасной бумаги, которую можно было бы использовать для газет.

«Утраченные иллюзии» - вещь очень хорошая у Бальзака, да и фильм на пятерку по пятибалльной шкале, хотя и крайне неприятный. Смотреть его противно, если не сказать практически невозможно, если у вас либеральные нервы. По всей видимости, из-за того, что мы все, журналисты, по большей части такие «люсьены», типажи ни холодных, ни горячих, а чуть теплых акторов, плывущих по течению. В русской литературе такой же Гринев из «Капитанской дочки», тоже крайне неприятный мне, провиденный герой.

***

А вот «Полицейские Токио» - о журнализме уже ближе к нашей современности, хотя и опять напоминает, в частности, репортерскую работу в раннем «Коммерсанте». Главный герой - юный Джейк Адельштейн, лицо реальное и даже еще совсем ныне не старое (родился в 1969 году, сейчас ему 53 года). Стал известен тем, что устроился криминальным репортером расследователем в… японскую газету и как раз в те же самые лихие девяностые.

По фильму он комплиментарно рослый красавец, хотя и несколько глуповат с профессиональной точки зрения. Занимаясь расследованиями, он подставляет то одного, то другого, и просто удивительно, что его самого не прибили за такие «расследования».

Любопытно выглядит репортерство в Японии.

Основное требование начальства, чтобы никто не отступал от официального пресс-релиза. Таким образом, корпоративный тоталитаризм демонстрируется почище нашего и почище советского. Несколько непонятно, впрочем: а в чем тогда смысл «расследований» и какой мотив у газеты. чего-либо расследовать, если ничего нельзя? Также отмечен и японский национализм: «белый» репортер вызывает насмешки у японцев, граничащие с культурным шоком, что приходиться вместе работать с таким чудовищем, по сути, Годзиллой.

Сам же Адельштейн позже писал: «Я не знаю, почему другие люди продолжают быть журналистами в Японии. Это все более сложное и болезненное занятие. Вы рискуете тем, чтобы потерять много лично и немного получить. Случай Minoru Tanaka (*по всей видимости, имеется в виду японский актер и продюсер, найденный повешенным в 2011 году. – С.М.) - печальное напоминание о том, как власть все больше используется в качестве дубинки для журналистов, чтобы заставить их замолчать. Напишите правду, и вы будете преданы забвению. Это реальность независимых журналистов, находящихся здесь. Почему же я продолжаю? Я делаю это, потому что я люблю эту работу и потому что я люблю Японию. Это мой дом. И я продолжаю быть журналистом расследователем, потому что я верю, что роль журналистики – ее лучшая часть профессии - раскрыть правду, которую люди должны знать, чтобы увидеть, что справедливость достигается даже тогда, когда власти не заботятся о том, чтобы защитить слабых от сильного. Делая это, вы делаете наше общество лучше, чтобы жить».

Немножко наивно, не правда ли?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Не на смерть Гайдара (РЖ)

Интервью с самим собой, часть 3. Внутри катастрофы

Актуализация Фрейда в эпоху WW3