Фильм о человеке, который спасал СССР, но в конце концов развалил его

 



Сахаров. Две жизни, Россия 2021
Жанр: Икона либерализма


Рискованное кино об академике Андрее Сахарове. Даже удивительно его смотреть в наше время, поскольку Сахаров, очевидно, неудобная фигура в официальной политической иконографии.

Впрочем, это, и не совсем художественный фильм, и, возможно, проходит совсем по другому ведомству, скорее, научпоп или моноспектакль. Подробный рассказ о жизни известного ученого силами одного актера – Алексея Усольцева, да еще голоса за кадром – «Совести» в исполнении Чулпан Хаматовой.

И, увы, фильм очень даже получился. То, что показано, трогает и даже заставляет местами расплакаться, а «увы», потому, что наверняка вызовет вал неприятия в лагере гиперпатриотичных россиян, отторжение и оскорбления.

-Мы о ком говорим, - скажут эти люди, - о человеке, который сделал самую смертоносную бомбу, чтобы защитить коммунистический СССР или о человеке, чьими стараниями развалился Советский Союз. Какую часть его жизни мы принимаем – первую, вторую, обе, или обе не принимаем? Какой частью гордимся?

В этом вопросе есть та «правда», что Сахаров – человек действительно эволюционировавший. Как Ленин, начавший левым большевиком, но пришедший к необходимости НЭПа. Или как Путин, начавший учеником и сподвижником демократа Собчака, а кончивший самодостаточным авторитарием. Сахаров начал советским милитаристическим ученым, обслуживающим маньяков из Политбюро, а кончил всемирно известным диссидентом-гуманистом с проектом утопической Конституции  и всемирно известным эссе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».

Как так получилось?

Он просто увидел, что сделал Взрыв. Сожженных собачек. И попробовал это исправить. Скажете: тоже мне эволюция? Но ведь и его коллеги видели взрыв и сожженных собачек и не на миллиметр не эволюционировали. Эволюционировал гений.

В фильме я заметил только два возможных компромисса в отношениях с невидимой цензурой. Первая часть, где из Сахарова старательно лепят монстра, слишком тяжеловесна, ирония не прочтется и частью публики может восприняться буквально. Монстр. Декстер. Аутист. Типа вот вам ваш культовый диссидент-гуманист, хотел уничтожить Америку, а советские генералы его останавливали (враки – что останавливали). А во второй части, где Сахаров становится демократическим депутатом на Съезде народных депутатов, «Совесть»-Хаматова его укоряет, что он снова пошел служить государству. Ведь "девяностые" - они же "проклятые", как и их культовые герои. Но государство 1989-1991 – это совсем другое государство, это уникальное государство надежд, и такой упрек голосом Хаматовой вряд ли релевантен.


Режиссёр: Иван Проскуряков
В ролях: Алексей Усольцев, Чулпан Хаматова, Агата Супер


#Прокино #Прокиномитрофанов  #драма #политика   #История


 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Не на смерть Гайдара (РЖ)

Интервью с самим собой, часть 3. Внутри катастрофы

Актуализация Фрейда в эпоху WW3