Фильм о человеке, который спасал СССР, но в конце концов развалил его
Впрочем, это, и не совсем
художественный фильм, и, возможно, проходит совсем по другому ведомству, скорее,
научпоп или моноспектакль. Подробный рассказ о жизни известного ученого
силами одного актера – Алексея Усольцева, да еще голоса за кадром – «Совести»
в исполнении Чулпан Хаматовой. И, увы, фильм очень даже получился.
То, что показано, трогает и даже заставляет местами расплакаться, а «увы»,
потому, что наверняка вызовет вал неприятия в лагере гиперпатриотичных
россиян, отторжение и оскорбления. -Мы о ком говорим, - скажут эти
люди, - о человеке, который сделал самую смертоносную бомбу, чтобы защитить
коммунистический СССР или о человеке, чьими стараниями развалился Советский
Союз. Какую часть его жизни мы принимаем – первую, вторую, обе, или обе не
принимаем? Какой частью гордимся? В этом вопросе есть та «правда»,
что Сахаров – человек действительно эволюционировавший. Как Ленин, начавший
левым большевиком, но пришедший к необходимости НЭПа. Или как Путин, начавший
учеником и сподвижником демократа Собчака, а кончивший самодостаточным авторитарием.
Сахаров начал советским милитаристическим ученым, обслуживающим маньяков из
Политбюро, а кончил всемирно известным диссидентом-гуманистом с проектом
утопической Конституции и всемирно
известным эссе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и
интеллектуальной свободе». Как так получилось? Он просто увидел, что сделал Взрыв.
Сожженных собачек. И попробовал это исправить. Скажете: тоже мне эволюция? Но
ведь и его коллеги видели взрыв и сожженных собачек и не на миллиметр не
эволюционировали. Эволюционировал гений. В фильме я заметил только два
возможных компромисса в отношениях с невидимой цензурой. Первая часть, где из
Сахарова старательно лепят монстра, слишком тяжеловесна, ирония не прочтется и
частью публики может восприняться буквально. Монстр. Декстер. Аутист. Типа вот вам
ваш культовый диссидент-гуманист, хотел уничтожить Америку, а советские генералы
его останавливали (враки – что останавливали). А во второй части, где Сахаров
становится демократическим депутатом на Съезде народных депутатов, «Совесть»-Хаматова
его укоряет, что он снова пошел служить государству. Ведь "девяностые" - они же "проклятые", как и их культовые герои. Но государство 1989-1991
– это совсем другое государство, это уникальное государство надежд, и такой
упрек голосом Хаматовой вряд ли релевантен.
#Прокино #Прокиномитрофанов #драма #политика #История
|
Комментарии
Отправить комментарий