Интервью с самим собой, часть 5. Как себя простить? Надолго ли зазеркалье?

 


Одна из тем кризиса: виноват ли в нем русский народ и несет ли он ответственность вместе с «начальниками»?

- На самом деле, вопрос еще кошмарней: виноват ли «я» вместе с русским народом? Отрицающие вину народа обычно ссылаются на неравенство сил. Ибо, даже понимая несправедливость решений власти, русский народ не может выйти против вооруженных до зубов тонтон-макутов (*это метафора), и требовать от него подобное просто аморально. А еще такой аргумент как «он не знал». Поскольку культурный класс ему не объяснил, что хорошо, а что плохо, будучи сам куплен или запуган. Культурный класс виноват, народ – нет.

Действительно, немецкий обыватель не знал про газовые камеры. Про войну знал, а про газовые камеры не знал. Это факт. Если бы знал про газовые камеры, то мог бы посчитать сотрудничество с властью неприемлемым, а возникший этический барьер непреодолимым. Советский народ «не знал» про 37 год. Он думал, что чекисты искореняют врагов советской власти, а не упражняются в садизме. Если бы знал, что творится внутри машины репрессий, возможно, отозвал бы санкцию на террор. Путинский народ не знает, о чем война с Украиной. Многим кажется, что Путин печется о его безопасности, пытаясь предотвратить расширение НАТО на Восток. Расширится и сделает русских рабами мирового капитала. Если бы сопоставил результаты войны (стран в НАТО прибавилось, а доверие к России уменьшилось) с декларированными целями, то… погрозил бы пальчиком и попросил вернуть все назад.

Обижаться на несведущих грешно. Но несведущие сами себя не оценивают. Их оценивает внешний контур мировой цивилизации. И внешний контур решает, что «несведущие русские» тоже виноваты. Они выбирают на выборах (пусть и в режиме управляемой демократии), где могут продемонстрировать неподдержу милитаризации, у них есть институты, набить которые тонтон-макутами практически невозможно. Им доступна физиономистика, чтобы, например, оценить депутата Гурулева, по которому Ламброзо плачет, и прервать его карьеру. Они в состоянии, не конфронтируя на баррикадах, создать такой этический климат, который делал бы зло нежизнеспособным. Им вполне по способностям «знать».

Согласен, в мире есть еще подчиненные народы, «не хуже» россиянского, рядовые так сказать «ацтеки», которым власти вырывают сердца на подиуме, но ведь мы говорим о самой большой по размерам стране, претендующей на ведущую роль в мире. О стране, как тут верно замечено, с Пушкиным и Чеховым. Претендующей учить народы. С нее и спрос другой, чем с ацтеков. Разделить эту вину придется всем, даже формально непричастным. Хотя как непричастным? Вот Ленин, основатель всего этого постоянно воспроизводимого маразма, тоже – до мозга костей был гражданский человек, ходил в костюме-тройке, сын заслуженного учителя, юрист, можно ли его винить в расстрелы царской семьи вместе с доктором, горничной и поваренком? Его подписи нигде нет.

 


-Цивилизационный кризис заставляет сомневаться в счастливом исходе. Многие не верят, что наступает момент, который закончится омолаживающей катастрофой, после которой грозовые тучи прольются дождем.

 

Поверить в счастливый исход трудно, особенно находясь внутри катастрофы. Но царская Россия «слиняла в три дня». Через 70 лет коммунистическая Россия тоже слиняла в три дня – с 19 по 21 августа 1991 года. Сегодня в России установился очень странный режим, который некоторые характеризуют как мафиозный, криминальный.  Но мафиозный или криминальный режимы – это все-таки вид рациональности, а это режим «обдолбанных мастеров», у которого нет рациональности и поэтому космос вряд ли предоставит им шансов на долгое существование своего вида. Ситуация эволюционирует.

 

-Тем не менее, многие ссылаются на огромный запас прочности

 

Я не вижу этого запаса прочности. Довод очень простой: подождите и сами убедитесь. Оппоненты спорят: но ведь "хуже" не значит "невозможно". "До краха далеко". Однако отсутствие государства (все его институты не работают или, по крайней мере, не работают в режиме обещанной функциональности) - это уже крах. Дальше идут крах в квадрате, крах в кубе. Можно ли жить при крахе или после краха? Можно. Но не бесконечное количество времени. История показывает, что общество никогда не "забывает" проблему и так или иначе ее снимает, решает. Хорошо если без крови. Но часто с кровью. Перестройка прошла без крови, а нынешний этап уже идет с большой кровью.

Странно, что многие люди уверены, что в нынешнем зазеркалье, которое во многих аспектах подлей чем сталинизм, можно жить бесконечно долго. Печатать деньги и раздавать. Теория Иноземцева. Мне посоветовали его послушать. Теория проста. Режим раздает деньги на войну, а потом с них берет налоги. И опять в экономике много денег. Вечный двигатель.

Так ли это? Я же вижу, что будущее народа Дракон проел, навязав вечную войну. Жить в этих обстоятельствах значит жить при вечном компромиссе должного и безопасного. Если считать, что физического ресурса хватит, а это не факт. Компромисс подтачивает биологию живых существ – это как в аквариум забыли налить воды. Поколение ответит депрессией, потерей социальной энергии, самоубийствами, "героями нашего времени" и т.п.

 

 

- Николай Розов "Какие Ваши аргументы, что режим не справится с новыми трудностями?"

 

- Инструментов справиться нет, то есть совсем, если не развернуть политику в противоположную сторону. Скорее вопрос в другом: насколько хватит инерции падения. Иноземцев и Ко настаивают: надолго, почти бесконечно долго. Но циклический процесс деструкции может начаться быстро и неостановимо. Как уже было не раз. В пределе такого режима не должно существовать вообще. "Не должно" и "будущее" лежат на одной линии. Надо просто понять и предсказать сценарий превращения одного в другое.

 

- Чем могут быть фундированы изменения?

 

Молчащие перестроятся. Конечно, элиты все получили от режима, продажны, трусливы, подлы, но на данном этапе режим препятствует накоплениям, а если продолжит курс на национализацию элит, вступит с ними в прямое противоречие. Надо еще учитывать, что у элитариев есть семьи и друзья, а еще в советское время замечено, что трудно чувствовать себя счастливо в сумасшедшей стране. Надо либо уезжать, либо строить себе отдельное автономное пространство. Того не желая, они поддержат акторов действия.

Второй отряд перемен - средний класс. Его потери огромны. Многим СВО перечеркнула родственные связи, другим сломала жизнь о колено. Хуже всего тем, у кого интересы за десятилетия сложились за границей, ведь именно заграница - Европа и Америка - сертифицирует культурные и научные достижения. В целом средний класс Р. конформистичен, но и обижен, что с ним так поступили. Он спит в прострации, но когда проснется, на чьей он окажется стороне? Вот экс-депутат Алексей Горинов - представитель среднего класса и обиженных, о чем он искренне доложил на суде, а его посадили на семь лет.

Третья группа - прогрессисты, то есть верящие в прогресс и рассматривающие свою жизненную функцию в качестве "жрецов прогресса". По аналогии таковыми были в советские времена читатели Стругацких. Они слабее политизированы, но сознательно использовали ЭВМ для размножения сомнительных книг Стругацких вопреки контрольным усилиям Первого отдела. Они готовы быть и конформистами, и отступать, но до определенного предела. При этом сила, которая мешает прогрессу ими воспринимается как враждебная. Случись чего – понятно, где они окажутся. Массовкой на баррикадах.

Четвертая группа - верующие в право и справедливость. Крестоносцы. Она малочисленна, но люди в ней крайне мотивированы и заметны. Я тоже к ней отношусь, а также посаженные в тюрьму драматург Светлана Петрийчук и режиссёр Женя Беркович. Режим на нее сам напал. И нет другого варианта как только отвечать.

Пятая группа - самая многочисленная. Простые люди. В спокойном состоянии они поддерживают власть. Но в кризисах вспыхивают, как порох. Она поддерживает власть, но власть раскручивает инфляцию, обесценивает пенсии, разрушает бесплатную медицину и прореживает товары в магазинах, а еще простых людей убивает на войне. Так что нет гарантии, что простые люди так и останутся верными трону.

Конечно, должно что-то произойти, чтобы консолидировать эти страты. В Сирии 90% поддерживали Асада согласно опросам, а и она тоже "слиняла в три дня".

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Жизнь после катастрофы. Интервью с собой 6

Есть ли жизнь в катастрофе?