"С легким паром" полвека спустя
"С легким паром" полвека спустя
В начале восьмидесятых я работал в мастерской по ремонту видеомагнитофанов. И у нас были тестовые кассеты, по котором регулировались головки. На тридцати примерно экранах шли у нас «С легким паром» и «Вокзал для двоих». Они оказывали гипнотическое воздействие – с какого места не включи, затягивает. И каждый раз обнаруживаешь что-то для себя новое. Поистине, гениальные сценарии и большая творческая удача – снять такие картины и написать такие сценарии.
Но. Тут будет «но». Гениальность сценария не исключает того, что в нем так же и будут и какие-то этические противоречия. Для Тасбулатой Рязанов кинобог, и она предпочитает этого не замечать. Но многие замечали еще тогда. Бог – не спорим, но ведь и настоящего бога как-то дьявол принес на крышу и стал соблазнять всеми благами жизни. В «С легким паром» тоже есть соблазн. Фильм получился о том, что ничтожные люди имеют право на счастье, что неправда. А счастье как достигается? В бессознательно состоянии. Женя (герой истории) вообще-то нормальный человек, врачеватель. По основному монологу видно, что ждет перестройку. И не будь он пьян, напившись почему-то до отключки в бане, он бы, ограниченный этическими табу, конечно, ничего бы от жизни не получил. В Ленинград не поехал бы и женился бы на ком обещал. Но напился до потери контроля, и случилось с ним сказка жизненного пересмотра. А так отхватил себе шикарную женщину, мечту всех мужчин.
Тут поражает, однако, что его оппоненты по жизни – Ипполит и Галя - подаются как неглубокие люди. В сценарии есть такие поддавки: мы за них не переживаем, хотя у них в жизни все рухнуло, но потому что то, что их предали, для них вроде как с гуся вода. Даже мать Жени (мудрая женщина) соглашается с этим буквально за две секунды. Друзья, но это корпорация, соглашаются еще быстрее. И на самом деле, в этом есть то, что не позволило мне, например, с самого начала держать фильм в коллекции. Об этом многие, кстати, писали еще в восьмидесятых. Т.е. незамеченным это не осталось.
Опять же подытожу. Фильм и сценарий с точки зрения профессии гениальны. Рязанов – бог, причем бог наш, либеральный. Кино получилось – его смотрели миллионы и продолжают смотреть. Но и боги не могут избежать всех противоречий. Представим себе, а что будут делать Надя и Женя потом, когда заживут долго и счастливо? Картошку сажать на даче, огурцы солить или в 91-ом защищать Белый дом? Как-то это мелковато…
Но если защищать, это списало бы все недостатки предыдущего жизненного цикла (шутка).
Комментарии
Отправить комментарий