Веймарство как проблема и пророчество
Веймарство как проблема и пророчество
1.
Мой друг А. Кустарев написал странную статью. Он
сопоставил Веймарскую республику с «веймарством» России. Казалось бы, схожесть
эволюции должна дать и схожесть результатов, но Кустарев вдруг повернул (во
всяком случае, я так его понял) на вину Запада. Запад неправильно повёл себя с
Германией в её поражении и - хоп! - получил в ответ германский фашизм. Запад
неправильно повёл себя с Россией, навязав представление о проигрыше в Третьей
Мировой, и - хоп! - получил нечто похожее.
Хотя Кустарев умудрился одновременно и отрицать эту
схожесть.
«Нацистский режим отменил либерально-демократическую
конституцию. Кремлевский режим этого не сделал», - пишет он. Хотя уже здесь
нетрудно видеть, что данное наблюдение некорректно. Кремль разрушал ельцинскую
Конституцию долго и последовательно, пока не произвел в ней такие изменения,
что Конституция как основополагающий документ, на котором базируется российское
право, стала полной бессмысленностью. Я скорее поверю, таким образом, самому
Кремлю, который в 2020 году выступил со слоганом «Новая Конституция – новая
реальность», чем антропологу и натуралисту (он просил так себя называть) Кустареву.
Нетрудно видеть, что и другое оппонирование версии «веймарской
судьбы» так же хромает в «новой реальности»:
«В нынешней России
меньшинства затравлены большинством и маргинализированы при технической и моральной поддержке
администрации, но на них не проводятся облавы и их не отстреливают
систематически (как при Гитлере и Сталине). Нацистский режим был одержим
расизмом, рационализировал его псевдонаучным дискурсом и практиковал
планомерные расовые чистки в самой крайней форме. Ничего похожего в официальной
философии Российской республики и в ее практике нет и в помине».
Но вряд ли следует снова доказывать живущим на Западе,
что из «минимального» (пока!) количества верифицированных репрессий не вытекает
ее «антивеймарство». В России и политиков отстреливают (Б.Немцов), и травят
неугодных ядом (А.Литвиненко, А.Навальный, Д.Быков, В.Кара-Мурза), и уже
проводят облавы (на акциях протеста и превентивно в преддверии оных), да и проводят
расовые чистки, оформленные идеологическими мантрами Суркова и Путина.
На самом деле, Кустарев написал свою статью и сказал эти
слова в крайне неудачное время: как раз сегодня российская армия, состоящая в
том числе и из чеченских боевиков, вторглась в Украину с нескрываемой, а даже и
вполне декларируемой целью – полностью уничтожить украинство, принудительно превращая
украинскую нацию в «один народ» с Россией.
Как заметил украинский публицист Виталий Портников:
«Еще недавно
сравнение Владимира Путина с Адольфом Гитлером выглядело некой фигурой речи,
метафорой, преувеличением, попыткой оскорбить - и не более того…Если бы Путин
исчез 23 февраля 2022 года, он так бы и остался в истории серым автократом с
преступными наклонностями, антизападной риторикой и стремлением превратить
соседние страны в государства-инвалиды… Но три недели изменили все».
2.
Свою статье о проблеме веймарства А.Кустарев озаглавил
красиво. «Веймарская Германия. Веймарская Россия. Веймарский глобус».
А причем здесь глобус? - спросит читатель, как бы
соглашаясь с первыми двумя аналогиями. (Как в анекдоте: «Россия последовательно
выступает за независимость ЛНР, ДНР, ГДР. – А причем здесь ГДР?») А притом, что
и в глобальном плане триумфальное шествие либерализма, которое Фукуяма
охарактеризовал «концом истории», так же вызвало ответную реакцию в виде рецидивов
традиционализма, а иногда и даже конкретной террористической борьбы обиженных
социальных групп. Россия в этом смысле стала агентом и локального веймарства, и
глобального недовольства либеральным переломом и либеральным прогрессом.
Неспроста по кабинетам кремлевской администрации гуляла идея возглавить Третий
мир и кинуться с ним на приступ стен Золотого миллиарда, тем самым как бы и
подкрепив статус сверхдержавы, вожака обиженных и угнетенных. Конечно, из этой
идеи ничего не вышло, но не из-за отсутствия желания, а потому что большинству
народов даже стран Третьего мира важнее получать западные товары, чем умереть в
войне за странную полпотовскую цель – чтобы этих товаров не существовало вовсе.
Но с другой стороны, Россия так и осталась страной
победивших утопий сродни вышеупомянутой полпотовской, и после вторжения в
Украину 24 февраля 2022 она сама оказалась ближе чем кто-либо к другой
теоретической цели кремлевского философа Александра Дугина («Отключение России
от Запада - нечто фундаментальное. Россия вырывается из рабства на совершенно
новый стратегический простор бытия»), лишившись буквально всего – от хороших
автомобилей до обычных батареек, которыми снаряжаются бесчисленные пульты
домашней техники.
Нет нужды пророчить, что потом остановятся и телевизоры.
3.
Так всё же кто больше виноват в фашизме: сами фашисты
или навязанная либералами фрустрация? Если второе, то почему «я» не такой же
фашист, как Путин, хотя вроде в одной социальной агрегации живём? Сродни философской
проблеме: «если Бога нет», то почему одни убивают (Родион Раскольников), а
другие, оставаясь наедине с равнодушной Вселенной, находят обоснование
гуманизму внутри себя?
Одни становятся фашистами и, не испытывая муки совести, ходят
на работу в откровенно фашистские организации (чета супругов О.Скабеева и Е.Попов),
а другие переходят в антифашистский лагерь, несмотря на репрессии (Марина
Овсянникова). Уверен, что каждый ответственен за редакцию собственной жизни.
На самом деле, и термин «фашист» претерпел существенные
изменение. Относительно немцев гитлеровской Германии это была вполне конкретная
политическая идентификация, сопряженная с расовым превосходством «арийцев», и
ненавистью к евреям, и принадлежностью к партии Гитлера... Но сегодня «фашизм»
понимается шире – это вообще идеологическая (идейная) инвалидность режима,
продуцирующего чувства ненависти ко многому иному.
В России: к Западу, либералам, собственным европейцам,
но также и к иным национальностям.
В последнем случае, к Украине, выбравшей путь «от российской
империи». Украину в России официально считают недогосударством («ошибкой Ленина»),
а украинцев – недонацией, что приближает «русский фашизм («рашизм») к классическому
фашизму. Речь Путина с этими «объяснениями» проходят в школе как урок истории.
Латинская литера Z (половинка
германского фашистского знака), как некая пародийная цитата из фильма «Стена» -
там были скрещенные молотки, легитимно нашла себе место на военном снаряжении
армии вторжения в Украину.
При этом в широких думающих кругах по-прежнему считается,
что немецкий фашизм родился из национального унижения Германии по итогам Первой
мировой войны, а «рашизм» из «величайшей катастрофы ХХ века» - распада СССР и
поражения в Холодной войне, которое также стало и источником огромного национального
унижения.
Однако аналогия эта не вполне точна.
«Веймарство» Германии в основном придумано сталинскими
идеологами, эксплицирующими причины экономического и военного сотрудничества с
предвоенной Германией, так же находящейся в изоляции, как и коммунистический постреволюционный
режим.
В результате СССР немало сделал в 30-ых годах, чтобы
Германия преодолела экономическую блокаду либеральных стран и получила
стратегические материалы для тайного возрождения своего ВПК, на которое, по
мысли коммунистических жрецов СССР, имела полное право.
После Второй мировой войны, в которую СССР сначала
вступил как союзник Германии, а затем, совершив поворот на 180 градусов, вышел
из нее чуть ли ни основной силой победившего Запада, идеологема «веймарства» трансформировалась
в обвинение Запада в неправильном политическом поведении накануне войны
(«Мюнхенский сговор») и провоцировании Германии на исторический реванш. Хотя,
по-видимому, ресентимент широких кругов немцев действительно имел место и действительно
стал глубинным личным мотиватором такого политика-популиста как Адольф Гитлер,
что ни в коей мере не создает индульгенцию ни самому Гитлеру, ни поддерживающим
его немцам.
Но можно ли точно такое же «веймарство» обнаружить в
пост-СССР?
Казалось бы, да, но на самом деле, нет. Вернее, это
любимый дискурс побежденной компартии, превратившейся в маргинальную
политическую группу, не имеющую никаких шансов, чтобы организовать
сопротивление новой политической элите России, тем более, что и сами у нее теперь находятся на содержании.
Для других социальных страт никаких оснований испытывать
ресентимент сродни немецкому никогда не было. Немцам и во время победительного
марша по Европе калоши выдавались по карточкам, а политическая элита благодаря
развалу СССР обзавелась несметными богатствами. Что касается народа, то и он получил
доступ к западным товарам, открытому миру, невиданным прежде качествам жизни,
вроде мобильной связи и отдыху в Турции. Исторический «реванш» для последних означал
бы прямо противоположное: снова обнищание, лишение свобод, железный занавес и
закрытую страну, репрессии, развал судебной системы (что хорошо видно на примере
судов над оппонентом Путина – Алексеем Навальным).
Парадокс заключается в том, что именно это мы в конце
концов и получили, но совсем не по причине веймарского синдрома.
P.S. Статья "Веймарская Германия. Веймарская Россия. Веймарский глобус" опубликована в журнале Неприкосновенный запас, номер 2, 2019
https://magazines.gorky.media/nz/2019/2/vejmarskaya-germaniya-vejmarskaya-rossiya-vejmarskij-globus.html
Комментарии
Отправить комментарий